Марафон предвыборной агитации выходит на финишную прямую. Уже виден конечный пункт дистанции – 4 декабря 2011 г. Участники забега расточают лозунги и обещания из последних сил, хотя сил этих, кажется, уже не осталось. Те из них, кто у власти, публично красуются – сыплют отчётными реляциями. Один из кандидатов в депутаты от правящей партии в Невском районе С-Петербурга на просьбу «независимого» журналиста рассказать о том, что сделало районное руководство для стариков и детей за последние годы, откровенно похвастался: «В нашем районе успешно развивается специальная компьютерная программа «Бабушки-онлайн» для обучения компьютерной грамотности пожилых людей, а для молодёжи – игра в пейнтбол». «Бабушки-онлайн» и пейнтбол – это грандиозно. Но то ли ещё будет!
Однако современный избиратель пошёл теперь стреляный и на словесной мякине его провести трудно. Поэтому политические партии изощряются в плакатной графике и кратких рекламных слоганах. Обобщённо это выглядит примерно так:
Инфляции в лоб!
Коррупции по лбу!
Всем – всё, и к пиву воблу!
В многотиражной газете «Петербургский дневник» ярмарка политических идей: на одной странице сразу несколько партий предлагают самих себя, бойко конкурируют друг с другом и соревнуются в оригинальности подачи агитационного материала.
«Единая Россия» ошеломляет: голосуй за нас и… «метро заговорит по-английски». Здесь же мелким шрифтом пояснение: депутаты от «Единой России» выходят с «архиважным» для С-Петербурга предложением дублировать в метро на английском языке не только надписи, но и аудиообъявления. Кажется, это генеральная идея «Единой России». Программное заявление. Даже идея-фикс. Англоговорящее метро – вроде бы пустяк, но зато свежо и оригинально. Вероятно, предполагается, что эта прорывная идея должна покорить петербуржцев. Не понятно, правда, на кой ляд она им нужна.
«Патриоты России» объявляют своё кредо весьма загадочно: «Во имя Родины, на благо Человека!» Но кто этот большой человек, которого обозначают с заглавной буквы? Быть может, это сам лидер данной партии? Но если это так, тогда почему должны его облагодетельствовать? Словом, к «патриотам» вопросов много.
На рекламном поле партии «Яблоко» изображён Г.Явлинский с протянутой рукой: то ли просит чего-то, то ли дать хочет. Но лозунг над ним однозначный: «Россия требует перемен!» Здесь же и «перемена», правда, всего одна: «Выбирать губернатора!» Ниже мелко: «Другие перемены на нашем сайте». Звучит заманчиво-кокетливо, даже соблазнительно.
Рядом с Г.Явлинским, полем ниже, весёлый попугай призывает голосовать за партию «Правое дело». Выглядит забавно. Конечно, призыв попугая – это серьезный, авторитетный аргумент сделать правильный выбор. Однако, почему правдоделы выбрали в агитаторы экзотическую птицу, догадаться трудно. Впрочем, не стоит озадачиваться. Не то придётся ломать голову над значением «иероглифа» на белом фоне, который является символом «Правого дела». Ну и что! У «Единой России» медведь, а у «Правого дела» попугай. Не в этом дело. Главное – голосуй! И будешь жить так же беззаботно, как и попугай. Не то лапу придётся сосать, как медведь.
Все эти предвыборные выкрутасы не могут не умилять. И вообще хорошо, что выборы назначены в декабре – накануне Нового года. Груши-яблоки, причудливые звёзды, медведи и попугаи… Всё это создаёт предпраздничную атмосферу. Жаль только, что Жириновский почему-то исчез со страниц питерских газет. Ведь без таких, как он, не так смешно жить.
|