В декабрьском номере журнала «Огонек» (№5, 2010 г.) в форме интервью были опубликованы размышления о прошедшем 2010-м годе директора института изучения общественного мнения «Левада-Центр» профессора Льва Гудкова. Предлагаем читателям наиболее интересные выдержки из этого материала.
Телевизионное общество
Мы живем в телевизионном обществе: мнение людей, далеких от центра событий, определяет картинка на экране, а 93 % телевизионных каналов находится под контролем федеральных или региональных властей, так что всякая критическая, беспокоящая информация отсекается. Давление на СМИ, цензура, а значит, невозможность прессы, ТВ цивилизованно выражать интересы разных групп, выплескивается в нелегитимные, варварские, архаичные формы поведения и солидарности. Кажется, что речь идет о простых фанатах или люмпенизированной молодежи, но на самом деле это симптом поражения очень важных общественных центров, как, например, катастрофическое неверие в правосудие.
● 57 % россиян уверены, что стране нужна демократия, 47% из них считают, что демократия нам нужна особая, соответствующая национальным традициям и специфики России. При этом только 30% россиян уверены, что политический строй в России можно охарактеризовать как «развитие демократии».
Подавленность базовых общественных институтов
Люди относятся безразлично ко всему, что впрямую не касается их жизненных проблем. Все интересы сосредоточены вокруг жизнеобеспечения семьи – заботы о детях, близких, их здоровье. Люди живут в кругу самых ближайших родственных отношений, и это очень плохо, так как говорит о подавленности базовых общественных институтов, определяющих потенциал развития страны, об очень низком уровне солидарности людей, или, как говорят экономисты, о малом радиусе доверия. Почти 70 % населения России считают, что нужно быть очень осторожным в отношениях с людьми.
● 67 % россиян относятся с опасением к правоохранительным органам. Впервые за много лет страх перед произволом милиционеров лишь незначительно уступает страху перед террористами, нападениям хулиганов и преступников. Вместе с тем 79% россиян хотят, чтобы наказания за нарушение законов стали более жёсткими и неотвратимыми для всех.
Терпения россиян хватит на три года
Это лето закрепило довольно высокий уровень тревоги, беспокойства из-за роста цен, инфляции, который стал характерной особенностью 2010 года. Терпения россиян, по оценкам специалистов, хватит на полтора года при резком спаде экономической ситуации (чего, по всей вероятности, не ожидается) и на три года при постепенном ухудшении. Только после этого люди начнут всерьез выказывать свое недовольство.
● 59 % россиян считают, что Октябрьская революция 1917 г. открыла для России новую эру и дала толчок социальному и экономическому развитию.
|